Пасхальный сплав по речке Стоход, или 100 способов убить свою байдарку.

Normal 0 21 false false false MicrosoftInternetExplorer4

Амазонские леса и водяные лабиринты, коварные отмели и затопленные города, знакомитесь – речка Стоход!

 

«Стохід — річка на Волинському Поліссі (випливає на Волинській височині), права притока Прип'яті; довжина — 188 км, сточище — 3 125 км². Переважна ширина річища 5 — 15 м, найбільша — 60 м, воно ділиться на численні протоки і старі річища, (звідси назва — «сто-хід»). Живлення мішане з перевагою снігового; замерзає у грудні, скресає у березні. Використовується для лісосплаву. Над Стоходом була фронтова лінія з червня 1916 до серпня 1917 між австро-угорсько-німецьким і російським військом».

 Не шибко много всезнающая Википедия рассказывает нам о Стоходе. Но с другой стороны, не самая большая речка не самой большой области Украины, другого, наверно, и ждать не стоило. Собственно, инициатором поплавать по этой речки стал Петр Тестов, наш хоботливый главный водник клуба Smile

Меня, да и не только меня смущали сроки, запланированные под сплав, а именно со второго по восьмое апреля. В голову так и лезли картинки байдарки проламывающей лёд и нас в двух свитерах да шапке с рукавицами под проливным дождём! Но желание поплавать на байдарках, да открыть водный сезон явно доминировало. И собралось нас таких отважных целых девять голов!

С должностями определились довольно быстро.

Петя – руководитель.

Катя – финансист.

Лена (Олена) – медик.

Ваня Ох. – фотограф.

Юра (Мэдлис) – завхоз, зам Петра.

Кир(а) – летописец.

Саша Мелешко – ремонтник.

Дима –  астоном.

Климыч – заврыб.

Но вот кто с кем будет плыть оставалось тайной за семью замками, чуть ли не до самого схождения на воду. Интрига была ещё та! Петя, как бравый шулер, тасовал людей по командам как карты в колоде.

Наконец остановились на следующем варианте:

Петя, Катя, Юра – команда «Крыголом».

Климыч, Саша Мелешко, Ваня Ох. – команда «Три лося».

Кир, Олена, Дмитрий – пока без названия.

Но сдаётся мне, что будь до сплава немного времени, то состав успел бы ещё несколько раз перетасоватьсяSmile

Вобщем настал роковой час нашего отъезда. И покатил поезд по шпалам, а мы дружной компанией уселись ужинать, забившись толпой в купе компромиссного вагона (учитывая, что мы были разбиты на несколько вагонов).

 

                                                  
105989

 Утром прибыли мы в Ковель. Дожидаясь на вокзале заказанный ранее автобусик, мы малость скупили на привокзальном базарчике. И затолкав все рюкзаки и себя любимых в бусик, мы покатили в село Гулевка, где и должен был начаться сам сплав.

Подъезжая к Гулевке, мы увидели наш Стоход – небольшую, заштатскую речушку. Выгрузив вещи, мы принялись за сборку плавсредств. Но здесь не обошлось без эксцессов. У «Лосей» сломался передний кильсон. А байдарка доверенная мне вообще не собиралась.


106004

    Но хомута и прочая дребедень творит чудеса – на воду бодро вышли все байдарки. Третью, безымянную байдарку, за прочную осадку и величественный вид нарекли ТитаникомCool

Чем дальше от села, тем речка быстрее преображалась. Стоход не стал с нами заискивать и сходу показал, что нас ждёт в этом сплаве: узенькие протоки через лес, с торчащими ветками и сломанными стволами из всех сторон, да настоящие лабиринты по полям из камышей.

106005
105984

 Именно такой нас сплав и ждал. Словно первые поселенцы, мы плавали по маленьким речкам сквозь девственные леса, Нового света. И как те люди, мы не знали точного маршрута, и каждая новая протока могла вывести как в основное русло, так и коварно завести в тупик или привести к многочисленным завалам. Плыть через, сквозь, а не редко и над лесом насколько интересно, настолько и опасно! Хоть не встретился нам ни один аллигатор, аль кайман с анакондами, но десятки да сотни плавающих, или торчащих из воды веток да брёвен всё норовили продырявить наше дно. А ветки растущих кустов и деревьев всё били по голове да лезли в лицо. Без хороших навыков маневрирования пойти ко дну – пустяковое дело. Или бесконечные поля камышей, с многочисленными мелями и теми же тупиками. Правильную протоку старились определять по течению, но часто доводилось идти наугад.   

106016                                        

 В первый же день Стоход нас рассоединил и разбросал по разным протокам. Дело было так. Шли байдарки одна за другой по очень узкому лесному руслу. Как вдруг, идущий первым Крыголом зацепился своей мачтой (да-да, именно мачтой для паруса) за дерево и застрёл. Тогда Лоси и Титаник решили свернуть в боковую протоку и поискать прохода там. Договорившись встретиться у железнодорожного моста, что виднелся вдалеке, мы покинули Крыголам в путах кустов и деревьев.

Почти мгновенно мы оказались среди полей камышей с низкой водой. Грести было сложно, часто доводилось вылизать из байдарок и протаскивать их через мели. Тем временем наш флагман пролез сквозь деревья и скрылся из виду. Не видя перспективы хода, Титаник решил вернуться немного назад и поискать другую протоку, Лоси же решили продолжить лосить и пошли дальше на пролом через камыши-камышыи-камыши. Через миг и Лоси скрылись с виду. Окрики не давали результата – камыши глушили всё намертво. Мы оказались сами среди бесконечного лабиринта ходов и коварных отмелей из водорослей да травы. Наконец найдя отличную протоку, Титаник вышел в основное русло и без хлопот добрался до моста. 

106020

 До моста, на котором нас выглядывал экипаж Крыголома. Доплыв до них, мы выбрались на берег и стали ждать Лосей. Ожидание было долгим. Наконец Петр решил плыть на их поиски. И почти мгновенно Лоси появились на горизонтеSmile

Пожалуй, это был самый сложный день. Набравшись опыта, мы стали точнее выбирать себе путь и чётче обходить мели. 

106027106028

 Стоход речка не только со многими руслами, но речка ещё очень петлистая с острейшими поворотами. Часто встречались участки, где на каждых метров 5-15 метров поворот в 90-140 градусов был нормой. Приходилось постоянно вырулить веслом, ибо одного руля явно не хватало (а на Титанике он вообще не работал).

106031

 
 
106032
 
 
 
 
106033
Ну а сам сплав проходил весело, интересно и азартно: частые гонки в узких камышовых протоках с коварными подпихиванием и разворачиванием «вражеских» лодок, да ловкие обходы на поворотах, когда другая байдарка на полкорпуса врезалась в камышиWink

106058106059106061

 


106068
106070             

 

 

 Тем временем Титаник стал регулярно набирать воду. Впередисидящий и чёрпающий воду Дима – типичная картина Титаника с других байдарок.  

106071

 

  Стрингера, сжатые хомутами, а фальшборта связанные верёвками и не фиксирующие шкуру – были скорее уж для порядка, чем исполняли свой долг. На ровной воде Титаник безнадёжно уступал в скорости всем. Но в узких протоках с острыми поворотами проявлял чудеса манёвренности Wink

Краткая характеристика наших байдарок:

1.                 Крыголам – флагманская, мажорная байдарка.

2.                 Три лося – сломанный кильсон не давал о себе знать. Работоспособная байдарка без особых недостатков.

3.                 Титаник – это не байдарка!

106075

 

           Так день за днём и настал последний день нашего совместного плавания. Завтра утром нас должны были покинуть Дима, Климыч, Ваня и возможно Лена. И ближе к вечеру того дня произошло одно незначительное событие, которое надолго запомнят Дима, Лена и я.

Мы как всегда набирали воду. Дима, сидящий на носу, со своим тяжелым рюкзаком перевешивал меня на корме, потому вся вода была у него. Мокрый Дима и мокрая Лена, и почти сухой я EmbarassedSmile  Но в этот раз воды набралось больше чем обычно. До бивака оставалось с полчаса, потому черпать воду на ходу ребята забили, рассчитывая,  что и так нормально доплывём. А плыли мы по петлистой дорожке из камышей и затопленных кустов. На одном из поворотов, мы слишком прижались к берегу и густые ветки стали бить по лицу. Мы инстинктивно нагнулись и отклонились от кустов, а для полузатопленной байдарки этого хватило с головой! Через провисшую под шпангоутами кожу хлынула вода. Чтоб выровнять байдарку мы отпрянули в другую сторону и дружно черпнули воду с другого бортаLaughing Ситуация патовая. Воды почти по самые шпангоуты, Лена держит провисающую шкуру, чтоб не заливалась ещё вода. Мы по пояс в воде, пару сантиметров шкуры спасают нас от реки. Чалится негде, вместо берега камыши и кусты. Что делать? Кое как проплыли пару метров, и Дима ухватился за ветку кустов, чтоб зафиксировать лодку. Надо черпаться, но чем? У меня в ногах валяется полулитровая бутылочка из-под воды и клизма, у Лены в руках кружка – явно не то, чем вычерпывать полную байдарку воды. Благо мы плыли не сами! К подплывшим Лосям мы передали большой рюкзак, облегчив наш вес и освободив место для черпания, а у Крыголама взяли восьмилитровый котелок. И пошла жара! Laughing  Пока Дима держал байдарку на месте, Лена котлом, а я своим резиновым сапогом дружно черпали воду. Опасность прошла, остались лишь мокрые вещи и яркие впечатленияSmile

106080106081

 Стоянка планировалась возле села Великий Обзыр. А вот с конкретным поиском были сложности. Сумерки, отсутствие пригодного места и спешка вылились в небольшую перепалку двух участников сплава да отчаянный полукрик третьего: «Петя, давай быстрее, я себе все яйца отморозил!» Вобщем скучно явно не былоYellLaughing

Стоянку мы таки нашли и стоянку очень хорошую, правда слишком близко к селу. Но выбирать у нас было не из чего. На скорую руку переодевшись и взбодрившись глотком первака, мы разбились на две группы: одна обустраивала лагерь, вторая отправилась в село по продовольствие.

Темнело всё быстрее. Наконец лагерь был поставлен, ужин приготовлен. А здесь и наши гонцы возвратились с гостинцами да КоляномCool  Колян был местного разлива и по сельской традиции в хлам пьян. Но парень был позитивный, без умолку болтал, всё ломал дрова и подбрасывал нам в костёр. А его фирмовую фразу: «Хоть х…во, зато хипово!» мы наслушались на много дней вперёдSmile Так же невдалеке от нас на машине приехали другие местные, разведя костёр, врубив о ужас….русский шансон, они стали дружно накатыватьYell

Вечер у нас был весёлый и не тривиальный. А апогеем, а заодно финишем стало то, о чём рассказано не будет. Но результатом было то, что полночи Петя, полночи я спали на улице не сводя глаз с идущей к нам дорогиLaughing

Благо ночь прошла без ненужных приключений. Наутро нас покинула часть людей и с ними таки Лена. Мы поплыли дальше, они же полдня провисели на нашей стоянке, в ожидании маршрутки, в районе обеда заходившей в село.

106084106085

Нас покинули четыре человека и хвала богам – Титаник!Innocent  Катя с Юрой пересели к Саше на екс – Три лося, я же к Пете на его флагман.

106092106093

 Стоход стал постепенно меняться. По-прежнему были залитые леса и лабиринты камышей, но всё больше Стоход разливался, всё больше походил на равнинную речку, и лишь постоянные травянистые мели напоминали нам первые дни сплава.

106096106097

 Большую часть сплава, погода была хорошая: умеренная облачность либо чистое небо и тёплое солнце. Но выдался один день, когда дождь дополнялся пронизывающим ветром и целый день властвовал в округе.

106099106100

Наш сплав постепенно близился к концу. Опять перетасовав составы (Саша к Петя, я к Юре с Катей) мы плыли дальше. Не было ясно, где будем сходить: мы, то успевали на полный маршрут, то не успевали. Но благо были заранее продуманы разные варианты схода, так что за то, что не успеем на поезд, можно было не беспокоиться.

До вечера предпоследнего дня, мы по планам всё ещё успевали доплыть до озера Нобель и на его берегах, в одноимённом посёлке закончить сплав. Но сутра стало ясно, что эта задача не выполнима.

106101106102

 

Высадились мы в селе Млын, в двух км по прямой от с. Нобель. Послав Юру на поиски бусика, мы занялись сборкой байдарок. Времени было впритык: необходимо было успеть на узкоколейку. Но вышло всё удачно, как раз заканчивая складывать вещи, мы увидели подъежающий к нам атобусик с Юрком в кабине.

От Млына до узкоколейки, было всего тридцать км. Но битая брущятка – и наша поездка растягивается на полтора часа. Опять-таки, успеваем на вокзал почти впритык, за минут десять до ухода узкоколейки. Затолкав кучу рюкзаков и затарившись пивком, мы покатили на «трамвайчике» по рельсам.

За четыре часа в узкоколейке мы успели, как и потусить в тамбуре, посидеть на ступеньках, свесив ноги с вагона, глядя на пролетающие мимо нас полесские леса. Так и сытно перекусить остатками сальца с хлебом и консервами, ну и самогончиком запитьInnocentSmile. Ближе к вечеру нас ждали несколько пересадок и два дизеля, прежде чем мы добрались до Здолбунова, где нас уже ожидал поезд.

106104106105

 

Сплав был удачно пройден. Это не был просто сплав, один из многих сплавав. Стоход – речка уникальная и очень интересная. Но интересна она лишь в весенние время, когда сильно разливается и затапливает значительные территории. Тогда заштатная речушка превращается в полную неожиданностей и приключений реку!

Ходите в сплавы, ходите в сплавы с нами. Удачи вамWink

P.S. Больше фотографий


 

Comments: