Приполярный Урал [пешеходный поход 3 к.с. август 2013] - Страница 02



 

2. Организация туристского спортивного похода
2.1 Общая идея похода
Пройти интересный поход третьей к.с. в условиях межсезонья. Исторически сложилось, что часть нашей команды «больна Севером», вторая половина на последней стадии перед этим диагнозом. Район путешествия был определен сам по себе, исходя из короткого отпуска, сравнительно быстрого подъезда, и огромного желания увидеть данный район, которое зрело давно.
2.2 Подъезды и подходы на начало маршрута
От г. Москва до ст. Инта 1 можно доехать любым поездом следующим в г. Воркута или г. Лабытнанги. Группа ехала на поезде №042ВА «Москва – Воркута». Из сложностей можно сделать акцент на практически полном отсутствии плацкартных билетов на июль-август из Москвы в северном направлении. Из возможных причин  - начало строительства газопровода, многие билеты бронируются под рабочих. Купив через интернет чуть ли не последние 8 билетов из доступных за 34 дня до отправления, группа ехала до Инты в большинстве на верхних боковушках. Сотрудники РЖД от комментариев по причине отсутствия билетов неоднозначно воздержались.
Покупка билетов через Интернет на сайте rzd.ru так же имеет свои нюансы. Купить их можно только с помощью карточек банков РФ (которых у нас не было). Единственный банк Украины, который имеет функцию 3D Secure состоянием на август 2013 года - это ПриватБанк.
Учитывая, что обычно классический сезон к этому времени заканчивается, и пешие группы стараются выйти из р-на, было принято решение начать маршрут с технической части на «больших» высотах, чтобы во второй половине похода, ближе к сентябрю, выходить с района долинами, тем самым сократив потенциальные отсидки и слабую скорость передвижения при возможной непогоде.
Чтобы не терять драгоценное время на пеший заход в сердце к Главному Уральскому Хребту, что составило бы до трёх дней, заранее была заказана машина большой проходимости УРАЛ у местной компании «Севертур». От ж.д. станции Инта до базы «Желанная» около 130 км, это 7 часов езды по разбитому тракту. В назначенное время эта же машина нас забрала кордоне «Таврота» (переправа через р. Кожим на стыке интинского и кожимского трактов). Отдельно хотим отметить пунктуальность, надёжность и тёплый прием Татьяны и Владислава из «Севертур». Через них же были организованы пропуска на посещение природного парка «Югыд Ва», который занимает львиную долю территории европейской части Приполярного Урала, и регистрация в МЧС. Территория имеет статус территории с регламентированным посещением и просто так там находится незаконно. Рекомендуем решить этот вопрос заранее, тем более стоит копейки. 
2.3. Запасные варианты маршрута 
при спуске с плато Парнук выходить на р. Вангыр не через пер. Сюрприз (1А, 1360) с последующим движением по  р. Малый Вангыр, а через пер. Санный (н\к, 899) непосредственно в верховья Вангыра.
в случае успевания по графику и не потраченного резервного дня – радиальное восхождение на г. Манарага (первый зуб, 1Б) с долины р. Манарага через пер. Студенческий (1А)
2.4. Аварийные выходы с маршрута
Единственным логичным аварийным выходом с данного маршрута есть база на прииске «Желанный», где есть люди и спутниковая связь. В отличие от азиатской части, которая является более дикой, на европейской вдоль р. Косью и р. Манарага идёт хорошая  тропа, с которой через пер. Кар Кар (1А*) можно перейти в долину р. Балабан-Ю, где расположен прииск. Азиатская и Европейская части ГУХ соединены рядом несложных перевалов (от н\к до 1Б)  в разных своих частях, изучить эти пути необходимо заранее.
Кроме этого люди есть на кордоне «Таврота» (переправа через р. Кожим на пересечении интинского и кожимского трактов). При движении с юга на север, к переправе на кордоне «Таврота» следует выходить правым орографическим берегом р. Лимбеко-Ю по тракторной дороге, так как в своём устье река полноводная и бурная, что делает её непроходимой с ор. левого берега на правый.
Наша группа была оснащена спутниковым телефоном Thuraya. 
2.5. Изменение маршрута и его причины


Заявленная нитка похода:
Прииск «Желанный» - р. Балабан-Ты – пер. Голубые Озёра (1А, 1260) – плато Руин – г. Народа (рад., н\к, 1895) – р. Мансишор – пер. Хобе Вост. (1Б, 1487) – ур. Долина Смерти – пер. Тендер (н\к, 1240) – р. Маньхобе-Ю – пер. Плато Парнук (1А, 1500) – пер. Сюрприз (1А, 1360) – р. Малый Вангыр – р. Вангыр – пер. Барсукова (Медвежий) (н\к, 858) – р. Манарага – пер. Олений (н\к, 1023) – оз. Падежаты – р. Лимбеко-Ю – кордон «Таврота» (переправа через р. Кожим)

Пройденная нитка похода:

Прииск «Желанный» - р. Балабан-Ты – пер. Голубые Озёра (1А, 1260) – плато Руин – г. Народа (рад., 1895) – р. Мансишор – пер. Хобе Вост. (1Б, 1487) – ур. Долина Смерти – пер. Тендер (н\к, 1240) – р. Маньхобе-Ю – пер. Конгломерат (1А, 1430) – г. Конгломератная (н\к, 1570) – Плато Парнук – р. Парнук – пер. Санный (н\к, 880) – р. Вангыр – пер. Барсукова (н\к, 858) – р. Манарага – пер. Олений (н\к, 1023) – оз. Падежа-Ты – р. Лимбеко-Ю – кордон «Таврота» (переправа через р. Кожим)


Изменения маршрута и его причины:
1. Совершая радиальный выход на г. Народа со стороны плато Руин, группа поднялась скорее по варианту «1А» вместо ожидаемого «н\к», как указано в классификаторе перевалов и вершин Приполярного Урала. Возможно вариант «н\к» следует искать при существующих вариантах восхождения с запада и учитывать тот факт, что с востока он отсутствует. Так как группа руководствуется официальным перечнем перевалов среднегорья, к зачёту берём вариант "н\к".
2. Не найден тур пер. Хобе Восточный (1Б). Учитывая вынужденную полуднёвку на пер. Кварцитовый и нестабильные погодные условия, было решено не терять времени  спускаться с пер. Хобе Западный (1Б), который просматривался до конца. По классификатору оба варианта одинаковы по трудности, спуски с которых находятся рядом и выводят в одну и ту же долину.
3. Изменён вариант подъема на Плато Парнук. Изначально планировалось подняться на плато непосредственно с р. Маньхобею по варианту 1А. Учитывая боевой настрой группы, было решено выйти на плато поднявшись на пер. Конгломерат (1А-1Б) и совершить с рюкзаками траверс г. Конгломератная через её вершину. Данный вариант позволил лишь удлинить ЛП без превышения категории сложности подъема на плато. 
4. Был использован заявленный запасной вариант выхода из долины р. Парнук в долину р. Вангыр вместо пер. Сюрприз (1А, 1360), через пер. Санный (н\к, 899). Причина: недооценённый по проходимости лес в долинах р. Маньхобею и руч. Ошкавож, что вызвало некоторое отставание от графика. Для движения через пер. Сюрприз времени уже оставалось мало, но достаточно для восхождения на г. Манарага, при условии хорошей скорости по долине р. Вангыр. 
2.6. Сведения о прохождении маршрута участниками
Маршрут пройден полностью всей группой. Все участники показали себя готовыми к походу как в моральном плане, так физически и технически.
3. Краткая характеристика района путешествия

3.1. Географический очерк
С географической точки зрения Урал делится на пять районов - Южный, Средний, Северный, Приполярный и Полярный. Они и образовали так называемый Каменный Пояс, растянувшийся от Казахстана до Северного Ледовитого океана.
Приполярный Урал наиболее высокая часть всего хребта, имеет ярко выраженные альпийские формы рельефа, в долинах располагается горная тундра, а в низовьях  стоит северная тайга. 
Климат субарктический. Дождливо, количество осадков превышает испаряемость. Даже летом нередки суточные колебания температуры вплоть до заморозков. Зима продолжительная, лето короткое. 
Температура и погодные условия на протяжении ходового дня могут очень сильно меняться. Солнечная погода через час может смениться проливным дождём, что и преследовало группу весь маршрут.
3.2. Туристские возможности района
На Приполярном Урале возможно проводить походы 1 – 5 к.с. С поправкой на то, что в пеших походах 1 – 2 к.с. трудно построить логичные нити маршрутов чтобы не выйти за рамки ЛП и ПП согласно выпускаемой категории. В связи с труднодоступностью р-на и затратами сил на подготовку, рекомендуется ходить маршруты не ниже 3 к.с.