Памиро-Алай. Фанские горы [Таджикистан, пешеходный поход 2 к.с., август 2014] - Выводы и рекомендации. Дополнения

 

Выводы и рекомендации.


1. В результате, на наш взгляд, пройден интересный несложный маршрут в сложных горах. Группа познакомилась с новым для себя районом, для большинства это было первое знакомство с высокогорьем.
2. Пешие походы в высокогорных районах возможны, но нужно основательно подойти к планированию нитки.
3. Маршрут пройден в соответствии с заявленной ниткой, без организации продуктовых забросок, не смотря на то, что имеется богатый выбор таких возможностей.
4. Маршрут полностью пройден «пешком», без использования специального снаряжения, но это не стоит брать за правило. У нас было очень жаркое лето, осадки отсутствовали. В другие годы снаряжение вполне может понадобиться.
5. На наш взгляд, существенным недостатком пройденного маршрута является низкая автономность. В целом этот недостаток можно отнести ко всему району проведения похода, горы густонаселённые и избежать соприкосновения с цивилизацией трудно.


Дополнения


Групповое и личное снаряжение:


Личное снаряжение стандартное для подобного маршрута в условиях высокогорья. Лимит личного снаряжения на участника был выставлен в рамках 13 кг, включая специальное снаряжение. Из личного специального снаряжения на маршруте пригодились только каски.
Что касается группового снаряжение, хотелось бы подробнее остановиться на топливе и спутниковой связи.


Костровое снаряжение


Группа была оснащена двумя жидкотопливными горелками Kovea KB-0810 и MSR. Бензин А-92 был куплен на заправке в районе посёлков Даштиказы и Маргедар на трассе Айни – Пенджикент. Нам без проблем его разлили в пластиковые бутылки из-под сладкой воды. Выбор марки бензина был обусловлен непроверенной нами информацией, что в бензине высших марок присутствуют примеси плохо влияющие на работу примусов. Купили самый ходовой в Таджикистане. Бензин зарекомендовал себя отлично. Так же, в рамках эксперимента с собой была взята так называемая «печка Бонда» с электроподдувом. Работает на щепках, бересте, сырых ветках, питается от двух батареек ААА. Вес в чехле, с батарейками, составляет 300 грамм.
Для небольшой группы использование оправдано, при условии строгого дежурства над ней во время работы. Время закипания котла объемом 6 литров составляет 23 минуты (сухая погода, максимальная высота использования 2849 м). Кочегарит на корешках, организовать с которых полноценный костёр не получится, что есть бесспорным плюсом. Главное правило использования: после каждого готового котла чистить её от пепла, не наедятся на «авось ещё успеет дойти чаёк». Не успеет, или ждать придётся долго, с забитым баком тяга становится меньше, что логично.
Рекомендуется не как альтернатива примусам, но как вспомогательное средство. При обретении навыков может стать очень полезной штукой.

 

bond1

 

bond2


bond3


Связь.

 

Для связи с большой землёй группа в который раз использовала спутниковый телефон Thuraya. Бесспорным плюсом есть дешевые тарифы и хорошее покрытие районов Средней Азии. Связь есть практически везде, в виде исключения - глухие каньоны и северные стены, когда нет доступа к горизонту на Юге.
В данном походе с телефоном приключилась проблема. На старте маршрута перестала работать сим-карта оператора Thuraya, которая покупалась у представителя в Киеве, трубка никак не хотела проходить регистрацию в сети. Так как телефон параллельно поддерживает карточки обычных GSM операторов, мы поставили карточку оператора Life, и проблема была решена. Звонки по какой-то причине сделать было нельзя, но смс уходили исправно.

 

Подробно о вариантах спутниковой связи можно почитать в следующих статьях:
Спутниковая связь за копейки
http://www.risk.ru/blog/192518
Спутниковая связь в горном походе
http://www.tkg.org.ua/node/25547

 

Сведения о продуктовой раскладке


Продуктовая раскладка составила 45,1 кг общего веса, что в среднем 501,6 грамм на человека в день.

 

Расчет стоимости похода


Наименование затраты

Сумма на одного участника

Сумма на группу

UAH

USD

UAH

USD

Авиа перелёт «Киев-Ташкент-Киев»

480

2400

Авто «Ташкент – пп. Ойбек»

38

180

Авто «пп. Фатехобод – т\б. Маргузор»

70

350

Авто «оз. Искандеркуль – пп. Фатехобод»

70

350

Авто «п.п. Ойбек – Ташкент»

12

60

Регистрация

35

175

Аптечка

158

790

Продукты

705

3627

Батарейки, прочий расходный материал.

40

200

Страховка

417

2085

Бензин в Таджикистане. 1 л = 7,2 сомони

3,5

17

Связь (аренда телефона, пополнение счёта)

120

600

Палаточный лагерь т\б Искандеркуль (две ночи. 1 палатка = 30 сомони \ сутки)

2,4

12

ИТОГО

1440

709

7401

3544

 

Расчёт общей стоимости похода рассчитан по курсу доллара на июнь 2014 г, когда покупались авиабилеты и формировались основные траты.
1USD = 11,8 UAH

Вышло 9806 грн на человека, или 49030 грн на группу.


Полезная литература


1. Карта Фанских гор. Составил Вячеслав Завьялов
http://slazav.mccme.ru/maps/fany/index.htm
2. Библиотека туристских отчётов:
http://www.tlib.ru/
3. Библиотека туристских отчётов т\к «Глобус»
http://www.tkg.org.ua/trip_search