Отчет о велопоходе в БОЛГАРИЮ. Май 2009.

Здесь собраны фото с велотрипа-похода по соседствующей к нам Болгарии!!! Захватить кусочек горной страны и побывать на побережье я давно мечтала. В это врем можно уже купаться. Для этого майские праздники подходят лучше всего!!! Весна, тепло, пробуждение природы и главное не жарко, если ехать туда летом. Кроме того, наши государственные праздники помогают нам с выходными. Кстати в Болгарии тоже праздник 1 Мая – Международный день труда! Захватить кусочек горной страны и побывать на побережье просто наслаждение. В это врем можно уже купаться. А также побывать в известных своими историческими ценностями городах София, Велико Тырново, Пловдив, Варна, Шумен, Плиска. Горы там достигают высот 2700 м. Мы поднялись до 1200 м. Посетили ми знаменитый Рильский монастырь и Сапареву Баньку с самым высоким термальным источникам. Иногда ездили до места на поезде. Бюджет поездки вышел 2770 грн. Сроки : 29/04/2009-10/05/2009 Ночевки были в палатке и  дважды в хостеле; и один раз у нас сперли кастрюльку)) и кто вы подумаете - лисы.. Транспорт: на личном автомобиле, хотя на автобусе спокойней. Три дня на дорогу.

 

Учасники:

- Хоменко, Вита Евгеньевна (Khomenko  Vita)

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

 

 - Песков , Денис Анатольевич (Peskov Denis)

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

 

 - Ковалёв, Фёдор Николаевич (Kovalov Fedir)

Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

 

 

 - Ковалёв, Николай Николаевич (Kovalov Mykola)

 

 Фото собраны в нашей фотогалерее 

http://photo.grjada.org.ua/main.php?g2_itemId=27477

1-й  день. 25 км.

Старт в Одессе на личном автомобиле участников пробега. Едем через Румынию до Варны. Ночуем возле Дуная в небольшом лесу. Границу пересекаем на пароме Перла. В Варне быстро выгружаемся и обнаруживаем нехватку одного переднего колеса, забытого в гараже Николаем. Что же делать? Быстро оформляем автомобиль на стоянку на 8 дней и бежим на вечерний поезд. Едем в столицу - Софию. Поезд загружен по полной - праздники и выходные на носу, места сидячие. София нас встретила с утра серым небом и дождем. Собираем велы на вокзале и едем искать хостел. Николай и Федор на такси до хостела. Хостел оказался по другому адресу. «Радости» погоды были забыты после экскурсии с болгарином Георгием  Русевым. Посетили  собор Света Неделя -  здание очень красивое, а вверху оригинальный купол, высота главного купола 31 метр. Видели церковь Святой Софии - Ранневизантийская трикорабная базилика в Софии. Вечером посетили местный ресторан и отведали местных блюд, рекомендованных Георгием Русевым. В кухне  болгар очень много зелени овощей и острых блюд))

С названиями блюд было очень сложно, хотя чуточку и смешно. Вот пару названий.

Предястия – закуски:
Печёные пипирки – жареный болгарский перец
Домати – помидоры
Красцавица – огурцы
Русский салат – салат оливье.
Шопский салат – салат из свежих помидоров, огурца, перца, посыпанный натёртой брынзой - превосходно!!
Овчарский салат – то же, что и шопский – но с дабавлением маслин, жаренного перца.
Все салаты заправляешь сам, стоящими на столике маслом, виноградным уксусом, приправами.

Сирене – брынза.
Кашковал – сыр

Скариди – креветки
Зеленчуце – овощи
Хляб – хлеб (только белые сорта).

Тёплы предястия – горячие закуски:

Суп пилешка – куриный бульон (очень вкусно!)
Боб чорба – болгарский суп из чечевицы (очень вкусно).
Цаца – очень маленькие жаренные рыбки – хорошо к пиву!
Яица на очи – не пугайтесь: яичница-глазунья.
Чушка бюрек – болгарский перец фаршированный брынзой
Кашковал пане – пара толстых кусков сыра в панировке

Ястия – основное блюдо:

Скара – любые блюда (мясо или рыба) – поджаренные на решётке
Бяла рыба – белая рыба
Полнени пипирки с кислым мляко – фаршированный рисом и фаршем болгарский перец со сметаной
Мусака – запеканка из картошки с мясным фаршем (рекомендую!)

Пилешка – курица
Свинско – свинина

 

2-й день.  49 км. Всего 74 км.

 Этот день порадовал нас праздничным парадом на площади возле филармонии. Юмор - вот главное достоинство болгар)) Смешные костюмы, ряженые и другие персонажи в ярко-красных одеждах были повсюду. Медведь вообще удивил. Не плоха была и "Сердючка". На параде к нам подошел велосипедист, путешествующий по Европе, – он поинтересовался, куда мы едем, и показал свою карту с маршрутом. После парада мы захотели посмотреть еще кусочек Софии, и удивились, когда обнаружили Ротонду внутри президентского дворца, в которую может зайти любой желающий.

Ротонда - Античная культовая церковь в центре Софии - 4 в. План - симметричный, усложненный. Центральное купольное помещение с кругом в плане вверху квадратной основы (сама ротонда) использовалось как христианская церковь (с 6 в.). В 16 веке было превращено в джамию (турецкую церковь до 1878). В церкви сохранился античный живописный пласт "ал фреско" с 6 века, а также 3 средневековых слоя стенописей (10-11 в. и 11-12 в., с монументальностью и динамикой в изображении, свойственной живописи того времени)

Оставив уютный хостел в центре города, мы поехали  на электричке до Кочериново.  В этот день предстоял затяжной подъем до высоты 1200 м над уровнем моря. По дороге к монастырю запахи весны преследовали нас - повсюду цветы и лишь вдалеке виднелись Снежные вершины Рил. И вот во всей красе престал перед нами Рильский монастырь.

Монастырь был создан Иваном Рильским в 927 году и использовался как укрытие для странников. В 1335 году он был перенесен на 3 километра на его нынешнее место.  Хорошенько осмотреть его при восходящем солнце мы решили уже утром, а пока, решили сделать уютный ужин подальше от турбаз на берегу реки. Высота 1200. Километраж за день - 40 км. Набор высоты 600 м.

 

3-й день. 66 км. Всего  140 км.

Придя пораньше в монастырь, мы выиграли очень много - можно было ходить по всем этажам и фотографировать. Уже в 9.00 верхние этажи были закрыты из-за большого наплыва туристов. После осмотра велоспуск доставлял огромное удовольствие - приблизительно 30 км вниз. После Рилы поворачиваем на Смочево.  После небольшого городка Станке Димитров едем до Сапаревой Бани. По пути нас пугает дождь. Гейзер увидели вечером. Заночевали сразу за поселком на участках с цветущими деревьями. В поселке взяли воду в источнике.

 

4-й день.  45 км. Всего 185 км.

Спуск и подъем на Перевал Клисуру. Вдали видна гора Витоша. А мы едем к загадочному озеру Искр.  Подъехать к нему оказалось непросто, так же как и выехать. Дорога, указанная на карте, - затоплена. Мы прорвались до озера по садовым участкам, пообщавшись с местным дачником. Озеро огромное и красивое, вокруг лес, но, несмотря на то, что были праздники, отдыхающих, было только пару человек.

Сама местность напоминает яйлу в Крыму. Так как мы остановились на ночевку рано, то я,  с Денисом, поехала узнавать дорогу на утро. Однако все дороги в сторону Ихтимана были заболочены и, кроме того, разъезжены машинами. Решено было ехать другой дорогой, хотя чуть-чуть и в обход. Вечером мы увидели обалденный закат и лису!

 5-й день. 60 км. Всего 245 км.

С утра у нас был запланирован напряженный график – надо было успеть на 11.30 на электричку.

Поэтому подъем дежурных был в 5.30. Дежурила в это утро соседняя палатка, и я спала себе спокойно до 6 утра.  Сквозь сон я слышала грюканье кастрюлек. Посмотрела на часы: 5.20. Подумала, вот дежурные-молодцы, уже готовят кушать. Довольная, стала спать себе дальше. Тут звуки резко прекратились, и наступила полная тишина. Ни голосов, ни журчание горелки. Что-то не то. Я вышла из палатки и увидела, что возле палатки никто не суетится, никого нет. Где же дежурные??? Подошла к палатке, спрашиваю: «Где казанки?». Помню, что вечером я видела их возле второй палатки. Выглядывает Николай и говорит: «Не знаю, были возле палатки. Услышал шорох — выглянул: никого не было» 

Была поднята вся наша бригада из 4-х человек в поисках казанков. Ведь если нет казанков, то нет еды, а нет еды — нет похода. Логически рассуждая, Николай решил: если вор так быстро скрылся, значит это не человек. Было уже светло и человеческую фигуру было бы видно.

Мы искали везде вокруг. И наконец, наши поиски увенчались успехом через полчаса. Две кастрюльки в кулечке, с моющим средством и мочалкой лежали в метрах 20-ти в кустах. Кто такой ловкий? Только ЛИСА!

В общем, дальнейшее приготовление было очень быстрым. Потрясло нас на дороге до Драгушиново по местным булыжникам. Потом мы уже выехали на трассу возле Шипочаного и поехали красивой дорогой до Ихтимана. Увидели, как местные жители к празднику освежевали баранчика. Поезд быстро увез нас в Пловдив, где мы были уже в 13.00. Пловдив город старинный и к тому же гористый. Многие здания построены прямо на камнях. В 16.00 мы уже ехали на вокзал в сторону Велико Тырново. В этот раз у нас была пересадка между двумя поездами. Вечером мы приехали в бывшую столицу Болгарии  - Велико Тырново. Велосипеды в поездах мы не разбирали. Посему от вокзала, минуя местных зазывал переночевать, проехали пару километров за город, чтобы стать на ночевку в лесной зоне.

 

6-й день. 50 км. Всего 295 км.

Бывшая столица Второй болгарской империи (1185-1393 гг.) Велико Тырново просто вдохновила нас! Город, построенный на холмах и тоннелями пролегающий под скалами, поистине напоминает Монте-Карло! Очень красивы крепость «Царевец» (Tsaravets Citadel),  находящаяся на возвышении, и река, изгибающаяся в скалах. Университет Кирила и Мефодия находится в самом городе. Вообще этот город считается студенческим. Много баров и ресторанчиков. В центре парк и музей (к сожалению, был закрыт из-за праздника). В городе много узких пешеходных улочек. Самое интересное было то, что благодаря любознательности Дениса  мы нашли местный турклуб в парке. Пресытившись достопримечательностями, мы посетили небольшой ресторанчик с домашней кухней, где заботливая хозяйка сама советовала на русском, что заказать.

Местные жители удивили нас своей гостеприимностью. Познакомились возле музея с Виктором. Хотя это было уже второе знакомство. Местные жители часто предлагают жилье для туристов. Вот и Виктор вчера вечером тоже предлагал туристам на велосипеде жилье. А вечером перед отъездом в Шумен помогал с друзьями грузить велосипед. Мы с удовольствием начали общаться, хотя вечером его сервис показался навязчивым и я с целью безопасности группы старалась не общаться без надобности. 

Вечером мы прибыли в Шумен. Там нас ожидала очередная крепость. Имя Шумен имеет славянское происхождение и значит "шумит густой лес", который покрывает все окрестности. Во время турецкого ига Шумен превратился в неприступную крепость с многочисленными башнями, воротами, подвижными мостами и бойницами.

 Федор и Николай решили ехать сразу в Варну, так как у Федора начали болеть колени. Мы разделили еду и снаряжение и высадились на станции. Найти вечером стоянку оказалось непросто. Тем более, что нужна была вода. По карте мы видели водохранилище и поехали туда. Вокруг водохранилища рос сад деревьев и много шиповника.  Мы решили, что это отлично место, и остановились там. 

7-й день. 60 км. Всего 355 км

С утра охранник водохранилища с удивлением увидел умывающегося Дениса с зубной щеткой во рту. Но узнав, что мы из Украины, махнул рукой и пошел прочь. А нам предстояло знакомство с городом и подъем на плато Шумен. На нем находится известная Шуменская крепость. Подъем 6 км вверх и мы в крепости. В крепости было приятно пообщаться с местным работником музея, который много знал про крепости Украины.

  Для поиска мусульманской церкви – (ДЖАМИЯ) ТОМБУЛ– пришлось попотеть. Ведь слова мечеть у болгар нет – а то, что все мусульманские церкви называются джамиями, мы не знали.  Эта самая большая мечеть в стране и вторая по величине мечеть на Балканах. Высота купола — 25 м.  Мечеть была музеем и обрела свое прежнее религиозное значение всего несколько лет назад. И когда мы зашли, там был ремонт. С плато красивый обзор города. Вокруг огромный лесной массив – это Национальный парк Шуменско Плато, и нам очень хотелось там покататься. Но нас ждали «великие дела», и мы начали спуск к Мадаре (15 км), что бы наконец-то увидеть известную достопримечательность Мадарский всадник. Подъехав к музею, велосипеды оставили в баре внизу. В музей прошли по студенческим билетам по 1 леву. Музей представляет собой природный парк с достопримечательностями на разных уровнях. В поисках  Мадарского Всадника по музею, мы нашли гроты.  Мы как-то при подготовке похода даже не обратили внимания, что на территории  музея «Мадарский всадник» есть крепость. Посему по лестнице поднимались чисто из любопытства. Но потом были поражены, что и тут спрятана крепость.  Лестница с 386 ступенями ведет к Мадарской крепости на Мадарском плато. Исследовав крепость, спустились вниз, и очень  хотели увидеть всадника. Прошли мимо мужчины продающего сувениры. Решили присесть отдохнуть. Вдруг заметили строительные леса, возле каменой глыбы. И тут перед нами предстал Мадарский всадник. В общем если бы мы там не присели, мы бы вообще всадника не заметили. Это было не разочарование – нам было смешно. Все попытки сфотографировать такую маленькую фигурку в скале  были тщетны. Под конец посетили тот бар, в котором хранили велосипеды. Интересным блюдом к пиву был соленый наут (бараний горох - нут).

Дальше спуск продолжался к Первой столице Болгарского государства Плиске (681 - 1018 гг).  Это крепость – скорее дворец правителей Болгарии, окруженный оборонительными стенами. Под защитой этих оборонительных сооружений находились Большой дворец с тронным залом, Малый дворец — резиденция царя, языческие капища, а затем христианские церкви, хозяйственные постройки, цистерны для воды и т.п. Все здания были сложены из больших каменных плит. Сооружения древней Плиски по сей день поражают размахом, искусной системой водоснабжения и отопления. Вокруг него только поля, что удивительно для древних городов Болгарии обычно находящихся на плато. До ближайшего населенного пункта Плиске 2 км. На кассе в Плиске нас намочил дождик. Мы подождали на остановке. Набрали воды. И после дождя увидели замечательную радугу, даже двойную. Вечерело, и мы стали искать место для ночевки. На территории крепости есть краеведческий музей. Выйдя из за крепостных стен, мы почему то не увидели Базилики, про которою много писалось. Спросить было не у кого – но зато была какая-то дорога налево. Решили посмотреть, что там. Приехали, и вот она — Голяма Базилика - Большая базилика. Вечером она выглядела очень завораживающе. Развалины храма на закате с античными колонами.  

Ее длина составляла 99 м, ширина — 30 м, общая площадь застройки—2920 кв. м. Это было самое большое здание древней Болгарии и одно из самых крупных зданий Европы того времени.

Отдельные восстановленные фрагменты сегодня позволяют судить о первоначальном облике храма. По своей архитектуре Большая базилика в Плиске близка к византийским сооружениям аналогичного типа. Перед входом в храм был устроен открытый двор (атриум), окруженный стенами и колоннами. Два ряда колонн разделяли храм внутри на три нефа. Интересно, что эти колонны собраны, что называется, «с бору по сосенке» — они очень разные. Это говорит о том, что они взяты из более ранних античных построек. От Большой базилики сохранились фундаменты, остатки стен и другие фрагменты, по которым сделано несколько проектов реконструкции этого уникального здания.

Судя по найденным в земле каменным деталям, базилика была богато украшена каменной резьбой и мозаиками.

Заночевали прямо за базиликой.

 

8-день. 105 км. Всего 450 км.

Утром опять подъехали к кассе, и приветливая кассирша русского происхождения  нас даже узнала.))) Спешим в Варну. Запланированные еще пару мест решили пропустить. По дороге посещаем «Побыты камени».  Вход на территорию 2 лева. Решили посмотреть из-за ограждения, и те камни которые были рядом с ограждением.  Хотя я считаю и этого достаточно для ознакомления с природным феноменом. Существует около 20 гипотез происхождения странных камней. Самая популярная из них гласит, что 50 млн. лет назад здесь плескалось море. Со временем на его дне образовались пласты из разных пород. Под влиянием атмосферных явлений пласты спаялись между собой, образовав большие каменные столбы, похожие на сталактиты. Вода и ветер со временем «обтесали», их, придав форму фантастических деревьев. Согласно другому предположению, колонны когда-то были гигантскими кораллами, росшими на дне моря. Пустоту внутри колонн объясняют тем, что каменные наросты могли образоваться вокруг растений типа тропических мангровых деревьев. После того как их стволы сгнили, колонны внутри остались пустыми. Новейшая гипотеза утверждает, что «вбитые» камни получились в результате вытекания с морского дна метана. Струи газа поднимались вверх, и вокруг них отлагались морские организмы, спаивавшие кварцевый песок. Таким образом, каменные колонны выросли снизу вверх, а там, где струился газ, они остались пустыми. Иные полагают образования древними колониями кораллов. В общем в Болгарии таких мест 15. Мы посетили одно.

Варна ждала нас. Но при самом въезде в Варну у меня разорвалась цепь. Так как втора часть ремнабора была у Николая,  которого с нами не было, то я пишу СМС-ку Николаю. Время бежит, а хочется прогуляться по городу. Поэтому я решаю брать машину до  хостела в центре Варны (по нашим деньгам 50 грн.), в котором остановились Николай и Федор.

Денис едет на велосипеде. Доехав до хостела сквозь пробки, довольно быстро, мы идем дружной компанией на пляж. Пляж довольно пустынный, но мы с удовольствием купаемся. Далее едем с Николаем по городу.  Федор и Денис решают прогуляться пешком. Улочки, отель Черное Море и площадь Одесос, все напоминает в Варне Одессу – не зря здесь когда-то была греческая колония Одессос. Да и сейчас это города побратимы.

9-й день.

 Выезд и граница. Все по налаженной схеме и знакомой дороге. Заезжаем в супермаркет, набираем сувениров. И обязательно «Сырене» (Брынза)! Смешно было искать въезд на территорию Румынии в городе Силиста... Довез нас местный велосипедист, дедушка (велосипед типа нашей «Украины»).

Ночуем у нас на территории. Ставим палатку прямо в поле. Ночью у нас решили проверить паспорта J пограничники. Видимо они не видели таких наглых украинцев, ночующих в ста метрах от границы. При выезде с Рени, главное свернуть на Измаил, а не на Молдавию, так как сделали мы J.

В 11 часов дня мы уже в Одессе. По пути покупались в речке Днестр и поели местной рыбки. Путешествие закончилось, и с одной стороны как то грустно, но приехать домой это - огромная радость!

 

 Финансы: Всего 279 евро на 1 человека

144 в т.ч. Транспорт 45 в т.ч. Еда 17 в т.ч. культура 52 в т.ч. оформление документов 17 в т.ч.жилье

Comments: